Я публикую серию репортажей с авиазаводов "Эйрбас" из Тулузы и Гамбурга. Но периодически получаю неожиданные комментарии: от простых и шутливых "ну ты же топ-блогер, тебя везде пускают" до завистливых и злостно-неадекватных о том, что "все посты проплачены". Впрочем, неадекваты идут в бан без предупреждения, но таких единицы. Часто люди скролят картинки, не читая текст в конце поста о том, как же попасть на завод всем желающим, но оставляют очередной комментарий "как же тебе повезло"...
Поэтому сегодня я отдельной записью-советом расскажу, как же попасть на такое суперсекретное предприятие, как авиазавод "Эйрбас" и проиллюстрировать этим свой подход к посещению различных мест, куда, казалось бы, попасть "просто так" невозможно. Советы для тех, кто просто увлечен и является обычным интернет-читателем, так и для тех у кого уже есть блог и кто может чем-то заинтересовать компанию.
Ну начнем с того, что это у нас подобные предприятия преимущественно "закрыты", хотя бывают и исключения в виде дня открытых дверей на заводе в Комсомольске на Амуре. На западе все открыто и доступно всем желающим.
Итак...
1. Вы любите авиацию и хотите увидеть своими глазами, как собирают самолеты, но у вас нет блога.
Сборочные цеха завода Эйрбас можно посетить всем! 2х-3х часовые туры организовываются как в Гамбурге, так и в Тулузе стоимостью 10-15 евро. Обязательна (!) предварительная резервация, особенно если важно попасть в группу с англоязычным гидом, дополнительные и актуальные условия читайте по ссылкам:
Гамбург: http://www.globe-tours.de/en/visit-airbus/airbus/airbus-plant-tour-hamburg.html
Бремен: http://www.globe-tours.de/en/visit-airbus/airbus/airbus-plant-tour-bremen.html
Тулуза: http://www.manatour.fr/Let-s-visit-Airbus-The-shop
Я живу в Киеве, в 2010ом я просто купил билет на рейс ВиззЭйр в Любек за 50 евро в оба конца на уикенд, еще за 10 евро я оказался в Гамбурге, ну а на сам завод можно доехать на пригородном автобусе в Финкенверден. Кстати, о возможности посетить предприятие я узнал из журнала Эдуарад Гавайлера gavailer. Рекомендую - самый полный путеводитель по Берлину, Германии и не только.
Тур на Эйрбас длился 3 часа, тогда нам очень подробно показали 4 разных цеха на разных этапах сборки самолета. Все это сопровождалось интереснейшим рассказом бывшего инженера компании, который в данный момент на пенсии.
Фотографировать посетителям везде запрещено. Более того, даже журналистам во время пресс-тура не везде можно снимать. И дело не в секретности, ведь то, что действительно секретно - просто не показывают. Есть другое объяснение - компания не желает распространения в сети низкокачественных фотографий, сделанных телефонами и инстграмами. Это абсолютно логичное основание для запрета фотосъемки.
В целом это было невероятно интересно. По приезду я написал пост в блог, который только начинал вести. И это при том, что фотографий почти не было, посмотрите: http://alexcheban.livejournal.com/19683.html. Но ведь не в фотографии дело, увидеть такое предприятие - это уже огромная удача для интересующегося человека!
В феврале этого года я планировал свою поездку в США и Центральную Америку. За 590 долларов (!) купил open-jaw билет с прилетом в Нью-Йорк и вылетом из Сиэттла в Киев у Люфтганзы за несоклько месяцев до поездки. В Сиэттл хотел попасть преимущественно из-за завода Боинг в пригороде в Эверетте. Там хуже с общественным транспортом, поэтому пришлось взять машину на день и объездить 3 разных места после прилета из Сан-Франциско (водопад из Твин-Пикс, офис Майкрософт и сам Боинг).
Boeing VS Airbus для посетителей:
На заводе Боинг есть визитор-центр и отдельно стоящий музей авиации со старыми самолетами, в обоих местах можно фотографировать. Также есть огромный сувенирный мегастор. На Эйрбасе визитор-центра нет, есть лишь маленький сувенирный магазинчик. Но экскурсия на Эйрбас на порядок объемнее и детальнее, чем на Боинг. Но также можно попасть на сборочные линии 767/777 и 787-Дримлайнер. На Эйрбасе показывают значительно больше, а на Боинге очень много пафоса и гордости за американский авиапром :). Фотографировать также запрещено, все посетители проходят через интроскоп пред входом на территорию, все вещи остаются в камере хранения.
...но если вы хотите больше, чем просто визит:
2. Стать журналистом профильного издания.
Становитесь журналистом/внештатным корреспондентом профильного издания и ездите в пресс-туры либо командировки. Конечно совет гипотетический, но вполне достижим при желании.
По опыту своего участия в разных пресс-турах могу сказать, что далеко не всегда журналисты заинтересованы в том деле, которое они делают, чаще все-таки "пройтись по магазинам" после посещения завода в приоритете у них. Весь материал все равно будет в пресс-ките на флешках. Блогеры же как раз одержимы идеей и интересом. Но это субъективное впечатление.
3. Авиационные формумы/блоги/комьюнити.
Членство или активное участие в профильные сообществах, споттерских комьюнити открывает вам двери на различные мероприятия авиакомпаний/аэропортов и т.д.
4. Контактируйте с пресс-службой компании
Выучите английский язык и пишите в пресс-службу компании, которую хотите посетить.
Тут, конечно, вам нужно иметь блог или медиа-платформу, где вы можете поделиться увиденным. Но совсем не обязательно иметь огромную популярность. Просто начните писать. Я уже очень давно проактивно контактирую с разными пресс-службами, если мне интересно что-либо: концерт, выставка, отель, завод, мероприятие и т.д... Начал это делать, когда у меня было лишь пару сотен подписчиков и я понял, что могу что-то сделать качественно для кого-то, могу предоставить простой бартер - свои фотографии в обмен на интересную вещь для меня.
К примеру, в ноябре 2011го я купил дешевый билет в Сингапур (650$) на один из первых рейсов Люфтганзы на А380 в этом направлении. Написав в пресс-службу в головной офис компании, я, во-первых, получил возможность снять интересный репортаж и пообщаться с бортпроводниками и экипажем, а во-вторых, это сотрудничество перешло и в бартерно-коммерческую плоскость в дальнейшем. Репортажи про А380 Франкфурт-Сингапур: часть 1, часть 2.
Перед поездкой на завод Боинг в Сиэтле я тоже писал в пресс-службу, но так и не получил ни одного ответа, поэтому пошел просто обычным посетителем.
Ответ на вопрос "а какой адрес в пресс-службе завода ...?" всегда знает гугл.
5. Не бойтесь начинать!
Все предыдущие советы применимы к посещению абсолютно любого места или события. Безусловно, дальше "срабатывает" ваше медиа-портфолио и наработанные контакты, но ничего не произойдет, если ничего не делать. Не пишите комментарий "вам хорошо, вас туда возили", а попробуйте что-то сделать, чтобы туда попасть. Как видите из вышеизложенного, это очень просто.
Общайтесь, будьте коммуникабельными и инициативными, читайте профильные форумы и блоги. Ищите информацию о визитор-центрах в интернете. Закрытые двери открываются только тем, кто их открывает! И открываются они только заинтересованым людям.
Бонус-совет:
Учавствуйте в конкурсе "А380 летит на МАКС" у Сергея Мартиросяна:
http://aviator-ru.livejournal.com/374321.html
Конкурс уже завершился и сейчас идет голосование, но это же не последний и не единственный конкурс.
Лично я учавствую только в тех фото-конкурсах, где победителя определяет субъективное жюри, а не гонка за лайками. Так за последние 10 лет выигрывал очень много всего - от перелетов и поездок и фотокамер до сувениров и прочей мелочи в подарок в самых разных конкурсах. Все они были только с субъективной оценкой жюри!
---
Мои репортажи на авиационную тематику смотрите по тегу aviation
---
Journal information