Lodz, Poland.
Город, некогда бывший в индустриальном авангарде не только Польши но и всей Восточной Европы, сейчас является местом паломничества фанатов индустриального туризма и современного стрит-арта. Ещё в 1990-х годах Лодзь был вторым по численности населения городом Польши после Варшавы, сейчас же население города стремительно снижается. Заброшенные мануфактуры, яркое графити и лабиринты "сталкера" - все это центр Лодзи.
Сейчас жизнь в городе нечинает трансформироваться и адаптироваться к реалиям дня сегодняшнего.
Что общего между американским Детройтом и польским городом Лодзь? Детройт - это пример несбывшейся американской мечты.
В Лодзи есть организация, состоящая из молодых креативных ребят, которые любят Лодзь (Topografie), а в Детройте - из ребят, которые любят Детройт (Detroit Lives). Вот они собрались и сняли фильм про другой взгляд на пост-индустриальный пейзаж. Эксклюзивно для моего блога - трейлер будущего фильма, а также допремьерное блиц-интервью с молодыми режиссерами.
В 20-е годы XIX века в Лодзи создавались суконные и ткацкие производства. Благоприятные экономические и жилищные условия привлекали иностранных промышленников. Первые мануфактуры и механизированные фабрики строились в стиле классицизма, имели гладкие, оштукатуренные стены. Во второй половине XIX века в Лодзи появились сотни кирпичных фабрик построенных с использованием железобетонных конструкций, а город получил прозвание «польского Манчестера».
В последние 20-30 лет от былой славы не осталось практически ничего, в центре зияют пустотой и сквозняками фабричные постройки и даже главный развлекательный центр в Лодзи называется „Мануфактура”. Это крупнейший торгово-развлекательный центр в Польше и в Центральной Европе. Он расположен на месте бывшей фабрики Израиля Познаньского, одного из самых известных лодзинких фабрикантов. В конце XIX в. фабрика занимала площадь в 30 гектаров. Фабричный комплекс включал в частности ткацкую, прядильню, белильню, красильню, отделочную, отделение ремонта и постройки машин, слесарную мастерскую, паровозное депо, газовый завод, литейную, пожарное депо, склады, ж/д ветку, дворец фабриканта и жилые дома для рабочих.
Ксенжи Млын – это крупный фабрично-жилищный комплекс, одна из важнейших достопримечательностей Лодзи. Он был создан на месте древнего мельничного посёлка на реке Ясень. Oтсюда и пошло название, которое сохранилось до сих пор.
Комплекс принадлежал двум известнейшим семьям фабрикантов – Шейблерам и Грохманам. С 1921 г. они совместно владели самой большой хлопчатобумажной фабрикой в Европе. Комплекс включал в частности фабричные постройки с крупной прядильней Шейблера на ул. Тыменецкего и замечательными воротами Грохмана (так называемыми „бочками Грохмана”). Самым ценным элементом является микрорайон на ул. Ксенжи Млын, в котором жили рабочие. Этот архитектурный ансамбль вмещал в себя школу, магазины, пожарное депо, больницу и дома для рабочих - так называемые "фамулы". Это был настоящий город в городе.
На территории Ксенжего Млынa находится также известная в Польше лодзинская Высшая Государственная школа кинематографа, телевидения и театра им. Леона Шиллера. Она расположена в бывшем дворце фабриканта Оскара Кона.
1.
Сейчас огромный фабричный комплекс превращается в гостиницу:
2.
3.
4.
5.
А это заброшенные фабрики на противоположной стороне улицы, это не просто фабрики, это целые кварталы в самом центер города:
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
И другая сторона Лодзи:
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Улица Пётрковска
В прошлом Пётрковская была своеобразной центральной осью, вокруг которой постепенно возникал большой город. Это привело к тому, что сегодня, после того как завершился процесс урбанизации, она является центром Лодзи.
Пётрковская считается центром торговли и развлекательной жизни города.
33.
34.
35.
36.
37.
Музей кинематографии:
38.
39.
40.
Осень в городе:
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Чтобы скрасить унынылый пейзаж старого города, новые микрорайоны раскрашивают в разные цвета:
47.
48.
А вот это интересный бывший железнодорожный переезд между двумя жилыми домами рабочих на территории бывшей мануфактуры:
49.
50.
51.
52.
И теперь уместно упомянуть американский Детройт. Это показательный пример несбывшейся американской мечты.
Некогда самый процветающий американский город сейчас олицетворят собой несостоявшуюся американскую мечту. В XX веке Детройт стал крупнейшим центром автомобильной промышленности. Но во второй половине столетия из-за бензинового кризиса население (в основном белое) начало уезжать, заводы закрываться, а город постепенно превращаться в призрак, которым во многом остается и сейчас.
Я пока не был в Детройте, поэтому взял несколько фотографий у Дмитрия Терновского тут.
Самое знаменитое и большое заброшенное здание Детройта - мичиганский центральный железнодорожный вокзал:
53.
Здания в центральной части города:
54.
55.
В Лодзи есть организация, состоящая из молодых креативных ребят, которые любят Лодзь (Topografie), а в Детройте - из ребят, которые любят Детройт (Detroit Lives). Вот они собрались и сняли фильм про другой взгляд на пост-индустриальный пейзаж. Специально для моего блога терйлер будущего фильма, а также блиц-интервью с молодыми режиссерами.
After the Factory Film Trailer:
http://www.youtube.com/watch?v=xSpel1mCAlM
Страничка на Вимео: http://vimeo.com/34660991
Вот оно - уникальное допремьерное интервью с создателями фильма о двух городах на разных континентах, с похожим прошлым и большой верой в свое будущее.
На вопросы отвечал вице-президент общества "Топография" Михал Груда.
Вопросы задавала: "свой человек" в Лодзи Олеся Максименко
- это ваш первый проект посвященный заброшенным местам? Если нет, расскажите о предыдущих.
- Наша организация реализует разные проекты. То, чем мы занимаемся, в целом, можно назвать возрождением идентичности Лодзи. То есть мы хотим донести до жителей, какой потенциал заложен в этом городе и какая исключительная у него история на фоне других городов. И этот фильм не о забытых и заброшенных местах, а о двух креативных городах, которые хотят изменить свой образ и показывают себя с наилучшей стороны – то есть о местах живых и креативных.
- в двух предложениях: что объединяет Лодзь и Детройт?
- Теоретически ничего, но если присмотреться к этим городам ближе, то оказывается, что очень много. Оба города были построены за очень короткое время, оба пережили свой «золотой век», когда расцвела некая промышленная монокультура: в Детройте – автомобильная, в Лодзи – текстильная, в обоих городах промышленность упала и приговорила их к безработице и вымиранию. В обоих городах мы замечаем похожие изменения – как негативные, так и позитивные. И этот фильм как раз об этих положительных переменах.
- в Лодзи много пустых фабрик и заводов, какой объект самый любимый вами? Почему?
- Лично я больше всего люблю фабрику Оссера – большое, типичное для Лодзи здание в 1,5 км от самого центра. Как-то мы с другом пробрались на ее территорию, чтобы оценить повреждения. Тогда же нам удалось вылезть на крышу и оказалось, что из нее простирается вид, от которого просто перехватывает дыхание в груди. Перспектива, которой не поймаешь больше нигде. И хоть это было три года назад, я по-прежнему прекрасно помню ту вылазку.
- вторая жизнь старых фабрик в вашем понимании - что это? Может в Лодзи реализованы какие-то подобные проекты?
- Сейчас в Лодзи отстроили очень много фабрик, изменив их функции. В старых пофабричных зданиях сейчас расположились отели, магазины, апартаменты, культурные центры, музеи, очень много офисов. Для нас ценна каждая отремонтированная фабрика, поскольку в нее вдохнули новую жизнь. И не важно, какая у нее теперь функция, если ее отремонтировали с уважением к истории и сохранили элементы, свидетельствующие о прежнем характере. Естественно, нам больше всего нравятся места, связанные с культурой, потому что мы этим занимаемся. Но мы понимаем, что нельзя все фабрики перестроить на художественные галереи. Важнее всего, чтобы эти здания жили, чтобы в них работали люди, потому что это спасает их от тотального уничтожения.
- существует ли в Лодзи организованый индустриальный туризм? Его перспективы?!
- Пока в Лодзи ничего такого нет. А жаль. Потому что потенциал огромен. Правда, существует туристический маршрут по наиболее интересных лодзинских фабриках, но это ничем больше не подкреплено. Нет никакой рекламы, программ или акций, которые бы сосредотачивались на этом. Конечно же, в Лодзи появляются фанаты индастриала, но это скорее самостоятельные исследователи, а не организованные группы, которые приехали сюда, узнав о Лодзи из официальных проспектов. Этот город по-прежнему ждет, пока его кто-то откроет. Интересно, что недавно «The NewYork Times» отметил Лодзь как один из самых интересных городов для посещения в 2012 году http://travel.nytimes.com/2012/01/08/travel/45-places-to-go-in-2012.html?pagewanted=4 (43 место).
Так что ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
- заброшенные места и заводы в Европе, где вы бывали, что вам понравилось больше всего?
- Мы не исследовательская группа и не ездим специально, чтобы осматривать такие объекты, как наши. У нас в Лодзи их достаточно много, поэтому нет необходимости специально искать в другом месте. То, что мы ищем, это, скорее, примеры восстановления, возвращения к жизни – и привозим новые идеи того, как интересно можно освоить пофабричные объекты. И в этом, безусловно, смотрим на Манчестер и глубинку Рура.
- выйдет ли фильм в коммерческий прокат? когда?
- Да, мы стартуем с показами 8 февраля. В этот день состоится премьера в Лодзи, потом 9-го – Краков, 10-го – Варшава, а следом на запад Европы через Берлин, Амстердам – до Парижа (в планах около 10 городов). Затем команда из США летит продвигать фильм в Штатах, а мы надеемся ездить с ним по Польше и Европе. И конечно же, принимаем приглашения на показы;)
10.02. Warszawa
11.02. Berlin
12.02. Amsterdam
14.02. Rotterdam
15.02. Heerlen (Holandia)
16.02. Gent (Belgia)
17.02. Bruksela
18.02. Paryż
Michał Gruda
Stowarzyszenie Topografie z Łodzi :)
http://topografie.pl/
-
Михал Груда,
Общество «Топография» из Лодзи:)
http://topografie.pl/
Официальный сайт фильма: http://afterthefactoryfilm.com/
И все таки "душа города - это не заводы и фабрики, это его люди", как сказал один из авторов фильма в промо-ролике.
И очень хорошо, если эти люди творческие!
Особенно мне понравился дизайн интерьера одного кафе на центральной улице (в трейлере фильма на 1:09 фрагмент его обустройства):
56.
57.
---
Другие мои репортажи про заброшенные места:
---
Вам понравилось!? Тогда смело добавляйте в друзья и обо всем узнаете первыми!
Или следите за обновлениями в удобной вам социальной сети: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Google+
© Alex Cheban | alexcheban.livejournal.com - "Ярко о путешествиях!". Живые, оригинальные, эмоциональные ФотоИстории из самых разных уголков необъятной планеты!
Journal information